Инюшкин Николай Федорович

Годы жизни: 1914 - 2004

 В годы Великой отечественной войны работал в Дальневосточном морском пароходстве.

Капитан ледокола.

Из книги Н.А. Колотова «Океан в огне»: «Во время Великой Отечественной войны, плавая старшим штурманом, Инюшкин проявил незаурядные способности при проводке во льдах Белого моря конвоев и караванов судов…».

45 лет провел Н.Ф. Инюшкин на море, из них 35 лет отдано изучению и освоению Арктики. В течение этих лет он являлся участником первых плаваний, нескольких научных экспедиций, руководителем проводок через льды спецкараванов различного класса и назначения. И каждое порученное ему дело выполнялось исключительно добросовестно и неизменно с успехом.

Впервые познакомился с морем Николай Федорович в 1931 году, плавая в качестве матроса на краболовах.

В 1933 г., окончив среднее училище, работал в качестве помощника капитана на судах рыбной промышленности. Интенсивное освоение СМП в предвоенные годы привлекло внимание Инюшкина, который не хотел оставаться в стороне от столь трудного интересного дела. В 1940 г. он переводится в ГУСМП и его первая должность на арктических судах – старший помощник капитана парохода «Анадырь». Первое плавание в Арктику, первое знакомство с льдами, туманами. Сложности плавания в сложных арктических условиях не остановили его, наоборот привлекли и полюбились.

Великая Отечественная война застала Н.Ф. Инюшкина помощником капитана ледового класса «Красин», который после арктической навигации 1941 г. совершил легендарное кругосветное плавание через Америку, где проводил ремонт, затем в составе конвоя прорывался через Северную Атлантику в Мурманск. Затем экипаж ледокола «Красин» под бомбежками фашистов обеспечивал проводку караванов судов в Белом море. После войны Н.Ф. Инюшкин работал старшим помощником капитана ледокола «Северный ветер».

В 1947 г. – дублером капитана ледокола «А. Микоян», на следующий год был выдвинут капитаном. В этой должности он плавал на ледоколах «Красин», «Северный полюс», «А. Микоян». Сотни успешных проводок были выполнены под его командованием. Капитаны транспортных судов безбоязненно шли за ледоколом, на мостике которого стоял капитан Инюшкин. В искусстве ледокольных проводок он достиг совершенства.

В 1955 г. Инюшкин принял активное участие в подготовке и проведении первой советской антарктической экспедиции, затем в строительстве первой южнополярной обсерватории Мирный. В 1956 г., как капитан дизель-электрохода «Обь», он обеспечил работы комплексной экспедиции в Северном Ледовитом океане, где советские и скандинавские ученые обследовали белое пятно между Гренландией и архипелагом Шпицберген. Д/э «Обь» в этом плавании достиг широты 83о 16, не дойдя до полюса всего около 400 миль.

В дальнейшем Николай Федорович работал капитаном-наставником Дальневосточного морского пароходства, передавая свой богатый опыт работы молодым капитанам в Арктике, Антарктике и других районах мира, имеющих сложные ледовые условия. Николаю Федоровичу Инюшкину поручалось выполнение различных наиболее ответственных операций.

В 1966 г. Н.Ф. Инюшкин успешно руководил экспедицией по выводу зимующих судов из Сахалинского залива. В 1968 г. ледокол «Ленинград» и д/э «Амгуема» под руководством Н.Ф. Инюшкина выполнили высадку дрейфующей станции СП-18 на ледяной остров. Через 8 лет он повторил аналогичную экспедицию на ледоколе «Владивосток» и д/э «Капитан Кондратьев», высадив СП-22. Неоднократно в течение навигации Н.Ф. Инюшкин работал заместителем начальника морских операций в Восточном районе Арктики, в 1961 г. его назначили начальником морских операций.

Плавая на ледоколах, много лет работая капитаном-наставником, руководя серьезнейшими и сложнейшими операциями, Н.Ф. Инюшкин своим практическим опытом, дисциплиной, серьезным отношением к службе и к любому порученному делу, являл собой образец современного командира и руководителя. При любых обстоятельствах, не теряя самообладания, всегда спокойный и жизнерадостный, он внушал уверенность окружающим и всегда выходил победителем из схватки с природой и стихией. Знания капитана Инюшкина, практический опыт, умение передать его своим подчиненным, младшим сослуживцам и коллегам помогли вырастить значительную группу полярных капитанов, составлявших в советское время основной костяк кадров ледокольного и арктического флота.

В 1975 г. Николай Федорович Инюшкин ушел на пенсию, но связи с пароходством не терял. Советские моряки-полярники его помнили и любили как человека, моряка, капитана, наставника.