Дядюк Михаил Харитонович

Начальник Походной обозоремонтной эксплуатационной мастерской (ПОРЭМ-6).

Техник-интендант 2-го ранга

Походная обозоремонтная эксплуатационная мастерская (ПОРЭМ-6)

«Недавно в газете «Находкинский рабочий» прочитал о краевом просветительском проекте «Бессмертный цех» и сразу же вспомнилась средняя школа № 34 станции Ружино, где мне пришлось учиться в 1955 -1958 годах с 8 по 10 класс. И вот здесь, готовясь к десятой годовщине Дня Победы и разбирая старые комсомольские отчеты, мы с сестрой обнаружили дневник комсомольской организации школы военных лет. Конечно, сейчас по истечению стольких лет, я не вспомню ни одной из фамилии упоминавшихся в том дневнике, но сам факт наличия такого дневника, в котором отражалась почти ежедневная работа комсомолии и пионерии школы, много значит. В записях дневника отражалась конкретная работа школяров. Например: когда и сколько человек выезжало на посадку овощей в колхозы, на прополку, на уборку урожая и сколько отработано человеко-дней. Сколько человек выходило на работы на железную дорогу и об оказании помощи в заготовке дров семьям фронтовиков, о сборе металлолома и сборе средств на танк «Ружинский комсомолец», о сборе флакончиков под лекарства, о стирке бинтов в госпитале и еще многое другое. Все это – та небольшая часть, что была внесена в общий вклад для достижения Победы и почему бы этих школяров не включить в списки «Бессмертных цехов»?

А теперь о главном. В нашем семейном архиве сохранилось несколько фотографий работников цехов Обозоремонтного завода 507 Дальневосточного военного округа (ОРЗ-507). Сейчас этого завода нет. На месте завода остались руины построенных из кирпича конторы управления, механического цеха, кузницы, вагранки. Вся территория завода поросла деревьями и кустарником, и местные жители летом наперегонки бегают сюда собирать опята.

12 сентября 1941 года моего отца Дядюк Михаила Харитоновича, работавшего в это время техноруком Иманского (Дальнереченского) бондарного завода, призвали на призывной пункт в г. Спасск-Дальний. До этого, в 1935-1937 году он служил механиком-водителем танка в Забайкалье, а во время Хасанских событий руководил строительством стратегической дороги от Имана (Дальнереченск) до границы. В Спасске-Дальнем ему было поручено сформировать из призванных резервистов ПОРЭМ (Походную обозоремонтную эксплуатационную мастерскую). Были в то время в Красной Армии и такие подразделения. 27 ноября 1941 года ПОРЭМ-6 был сформирован в составе  28 человек, в том числе: офицеров – 3 чел., красноармейцев – 25 чел. Сохранилась копия списка командиров и бойцов ПОРЭМ-6.

Сформированный ПОРЭМ был направлен на станцию Филаретовка Приморского края. Здесь, практически на голом месте, со своими офицерами и бойцами, с сотнями женщин, стариков, мальчишек и девчонок (жителей станции Филаретовка) при почти полном отсутствии технического снабжения материалами и оборудованием создавался 507 завод, и обеспечивалось выполнение заданий интендантского управления ДВО. Был налажен ремонт походных кухонь, гужевого транспорта (телег и повозок), походных хлебопекарен, стиральных машин, кузовов для поступающих по ленд-лизу студебеккеров, сборно-разборных домов для казарм и прочих изделий. Для ремонта десятков тысяч повозок, изготовления домов, кузовов для автомобилей требовалась древесина. Для этого было построено зимой 48 километров дорог, десятки мостов, несколько бараков, организован лесоповал и вывоз 22 тысячи кубометров леса кругляка.

К весне ребятами из ПОРЭМа задание было выполнено, а в последующие шесть месяцев были изготовлены 2 тысячи кузовов для студебеккеров. Заготовка леса производилась ежегодно вплоть до закрытия завода. Роспуск бревен на брус и доски производился на своей пилораме. Завод имел сушильные камеры для леса и деревообрабатывающий цех. Для отгрузки готовой продукции на территорию предприятия были уложены подъездные пути. Коллективом ПОРЭМа был организован и внедрен поточный поузловой метод ремонта воинских повозок (75 повозок в сутки), за что начальник тыла Дальневосточного Военного округа генерал Епифанов наградил Дядюк М.Х. именными часами.

Дружественная Монголия передала нашей стране в эти тяжелые годы 40 тысяч лошадей. Потребовалось в 3-х месячный срок изготовить 200 тысяч подков и 100 тысяч деревянных ведер. Задание было выполнено стариками и подростками, а сколько сбруй, хомутов, седел было изготовлено бойцами ПОРЭМа?! Оборудование, приспособления, штампы, инструмент изготавливались своими силами без наличия какой-либо техдокументации. Только благодаря предложенному и собственноручно изготовленному приспособлению, подростки начали изготавливать по 850 болтов за смену, а ведь на каждую повозку их требовалось 110 штук.

Отсутствие необходимого количества металла вынудило командировать работников завода в Комсомольск-на-Амуре, где на заброшенном заводе железобетонных изделий насобирали и отправили в Филаретовку 16 вагонов гнутой старой арматуры, которая была использована для нужд армии. А, когда понадобились чугунные втулки для ступиц колес повозок, собственными руками была построена вагранка для литья чугунных изделий. Образованный завод, кроме деревообрабатывающего цеха, сушилки пиломатериалов, собственно пилорамы и вагранки имел механический, кузнечный, сборочный цеха, лудильное отделение, шорную мастерскую и силовую. Межцеховая кооперация обеспечивалась автогужевым транспортом. Имелась своя конюшня и гараж. В связи с увеличением продолжительности рабочего дня для обеспечения более – менее нормального питания рабочих была открыта столовая. Недостаток питания заставил организовать собственное подсобное хозяйство (свиноферму и пасеку). Работала собственная пекарня, для детей были организованы детский сад и ясли. По окончании войны с Японией ПОРЭМ был расформирован, а завод остался. Позже его переименовали в ОРЗ-164 ДВО и просуществовал он почти до 90-х годов, а затем был закрыт.

Фотографии:

  • Фото 1. Здание вагранки
  • Фото 2. Коллектив сборочного цеха
  • Фото 3. Коллектив деревообрабатывающего цеха
  • Фото 4. Коллектив силовой
  • Фото 5. Конюх Дронов возможно с жеребецом Баяном
  • Фото 6. Лейтенант, техник-интендант 2 -го ранга А.К.  Слупский
  • Фото 7. Мастерская развернута
  • Фото 8. Матчасть ПОРЭМ-6
  • Фото 9. ПОРЭМ-6 на переходе
  • Фото 10. Циркулярная пила
  • Фото 11. Часть личного состава ПОРЭМ-6. 1944-1945 гг.
  • Фото 12. Шорная мастерская

Указаны  фамилии тех, кого помним, однако  многих из родственников  тех, кто изображен на  представленных фотографиях и  их  потомки  и сейчас живут  в  с. Филаретовка, в городах: Находка, Владивосток, по всему  Приморскому краю, Дальнему Востоку и России.

Авторы фотографий:

  • Дядюк Николай Михайлович – краевед, член городских, краеведческих клубов «Краеведы Находки», «Находкинский родовед»
  • Максименко Зоя Михайловна – краевед, член Русского географического общества – ОИАК, член краеведческого клуба «Краеведы Находки»