Пегов Николай Михайлович

Годы жизни: 1905 - 1991

Первый секретарь Приморского крайкома ВКП(б) (1939-1947 гг.), одновременно с 1940 г. первый секретарь Владивостокского горкома ВКП(б). 

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР.

Родился 3 апреля 1905 г. в Москве в семье служащего. Трудовую деятельность начал в 1919 г. батраком во Владимирской губернии, затем с 1923 г. по 1927 г. работал на предприятиях легкой промышленности в Москве. В 1927 - 1931 гг. секретарь комсомольской ячейки, управляющий делами, начальник отдела шелкоткацкой фабрики «Красная Роза» в Москве. После окончания в 1932 г. курсов директоров заместитель директора, затем директор этой фабрики. В 1935 - 1938 гг. студент Промышленной академии им. И. В. Сталина в Москве. Окончил три курса, далее с 1938 г. на партийной работе: секретарь парткома Промакадемии, ответорганизатор Отдела руководящих партийных органов ЦК ВКП(б), секретарь Дальневосточного крайкома ВКП(б). С октября 1938 г. - первый секретарь Приморского крайкома ВКП(б), одновременно с 1940 г. первый секретарь Владивостокского горкома ВКП(б). Обладал твердым, но рассудительным характером, глубоко разбирался в самых разнообразных делах.

16-19 февраля 1939 г. состоялась Приморская краевая партийная конференция, обсудившая Тезисы к докладу ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР. Первым секретарем Приморского крайкома ВКП(б) конференция избрала Н.И. Пегова.

«Слабая заселенность края, доставшаяся нам в наследство от царской России, сковывала развитие не только сельскохозяйственного производства, но и являлась тормозом в подъеме всех других отраслей народного хозяйства. Мы в Приморье были фактически лишены естественной для других районов страны возможности привлечения рабочей силы из деревни на строящиеся или уже действующие промышленные предприятия... Таким образом, от решения проблемы заселения во многом зависело развитие производственных сил Дальнего Востока.

Решение этой проблемы имело не только экономическое, но и оборонное значение – край-то пограничный… Заселение – это не только краевая, но и государственная задача, и решать ее надо по государственному» - из книги Н. Пегова «Далекое-близкое: воспоминания» (Владивосток, 1987).

Правительство страны приняло соответствующие меры: были введены льготы для переселенцев, они обеспечивались бесплатным проездом, привозом скота и имущества, питанием и медицинским обслуживанием с места выезда до места заселения. Для них бесплатно выделялись участки леса для заготовки древесины для строительства, многие совхозы сами строили для приезжающих дома, которые через пять лет работы переходили в собственность людей. Это стало хорошим толчком для увеличения роста приезжающих в Приморье. Кроме того, многочисленные кадры дала краю армия.

За несколько довоенных лет край успел многое сделать. Пегов, рассказывая о предвоенной ситуации, отмечал, что «дела в крае шли хорошо». 9 июня 1941 г. Пленум краевого комитета партии подвел первые итоги выполнения решений XVIII партийной конференции. Шахтеры досрочно выполнили пятилетний план, перевыполнили план рыбаки, ритмично работала железная дорога, выровнялись дела в лесной промышленности. Хороший, уверенный старт – так характеризовал ситуацию Пегов.

С началом Великой Отечественной войны перед Приморьем поставили отдельную задачу: сделать все возможное как для оказания помощи действующим фронтам, так и для подготовки отпора вторжению японских войск, не дав при этом Японии ни малейшего повода для вступления в войну. Край оказался в положении невоюющего фронта.

Вся организаторская работа партийных комитетов проводилась под девизом «Все для фронта! Все для Победы!». Так, в системе Главвостокрыбпрома, первой из промышленных предприятий края, было налажено производство гранат. Уссурийский паровозоремонтный завод освоил производство авиафанеры, противотанковых мин, телеграфных катушек.

Партийные организации гг. Владивостока, Партизанска, Артема и Уссурийской области в 1941-1944 гг. направили на постоянную работу во Владивостокский морской торговый порт, на суда морского флота и Приморскую железную дорогу свыше восьми тысяч человек, в том числе – две тысячи комсомольцев по призыву ЦК ВЛКСМ.

В годы Великой Отечественной войны организовывал перелеты американских самолетов, поступавших в СССР по ленд-лизу, через Аляску, Чукотку, Якутию на фронт.

9 сентября 1945 г. в помещении краевого театра им. М. Горького состоялось торжественное вручение ордена Ленина коллективу Дальзавода. 300 рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим за ударный труд были вручены ордена и медали.

25 сентября 1946 г. Приморский крайком партии рассмотрел вопрос о пятилетнем плане развития энергетики южных районов Приморья на 1946-1950 гг.; принял постановление о реконструкции и увеличения мощностей Артем ГРЭС, тепловых электростанций в Уссурийске и Партизанске. Таким образом, главными ориентирами для края стали комплексное развитие народного хозяйства, производство на месте всего необходимого, отказ от нерациональных, дорогостоящих перевозок – все это определяло главную, магистральную задачу Приморья в четвертой пятилетке.

В марте 1947 г. Н.М. Пегов отозван от занимаемой должности для дальнейшей работы в аппарате ЦК ВКП(б). Именно к нему обращались с телеграммой воины-тихоокеанцы, расквартированные в г. Находке с предложением переименовать город в Сталиноморск, а бухту – в Сталиноморскую.

С 1956 г. Н.М. Пегов находился на дипломатической службе: посол в Иране (1956-1963), Алжире (1964-1967) и в Индии (1967-1973), заместитель Министра иностранных дел СССР (1973-1975), заведующий отделом заграничных кадров ЦК КПСС (с октября 1975 г.).

 Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. В декабре 1982 г вышел на пенсию. Умер 19 апреля 1991 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В г. Владивостоке на здании Приморского КК КПСС и на доме, где жил Н.М. Пегов, установлены мемориальные доски.