Якимов Константин Иванович

Годы жизни: 1927 -

В годы Великой Отечественной войны работал кочегаром на пароходах Дальневосточного морского пароходства.

 

Якимов Константин Иванович вспоминает (текст приведен в оригинальном виде):

"Я в семье самый младший. В 1935 г. пошел учиться в школу с. Кипарисово по тем временам с восьми лет. Когда началась Великая Отечественная война, нас подростков с деревни до 1927 г. рождения по повестке из военкомата направили учиться в ремесленное училище г. Владивостока. Я попал в группу слесарей. По окончании его нас, большинство выпускников, в ноябре увезли в г. Советская Гавань, где я проработал до августа 1943 г. слесарем. Затем была учеба в ШМО от Дальневосточного пароходства. Учились с 1 января по ноябрь 1944 г. По распределению был направлен на мой первый пароход «Степан Разин» и далее работал на судах Дальневосточного пароходства до отделения нефтефлота.

В 1970 г. ушел переводом в портофлот на должность машиниста 1 кл на морской буксир «Могучий». Описываю работу кочегаров на судах, работающих на твердом топливе, где мне приходилось «шуровать». Число заступающих на вахту в котельное отделение кочегаров первого и второго класса зависит от количества котлов на пароходе. На таких пароходах как «Осмуссар», «Красный Октябрь», «Айвазовский» стоят по два котла. Заступают на вахту три человека: два кочегара первого класса и один кочегар второго класса. На пароходе «Шатурстрой» три котла. Заступают на вахту пять человек: три кочегара первого класса и два кочегара второго класса. На пароходе «Крильон» шесть котлов (три кочегарки). В котельное отделение заступают на вахту десять человек: старший кочегар, шесть кочегаров первого класса и три кочегара второго класса. Старший кочегар следит за уровнем воды в котлах (водогляд) и осуществляет общее руководство вахтой. Во всех случаях обязанность кочегара первого класса на вахте обслуживать котлы, почистить топки, развести жар и «шуровать» четыре часа, как говорят кочегары «ходить колесом». Кочегары первого класса стоят вахту четыре часа через двенадцать, а второго класса четыре часа через восемь. Обязанность кочегара второго класса во время чистки топок заливать шлак со шланга водой, отбрасывать от котла к мусорной машине (крантон), почистить поддувало, вывирать мусор за борт с подвахтой (смена вахты, заступающая на вахту смена). Отсюда и вывод – работа кочегаров на твердом топливе очень тяжелая, но почетная. Не зря говорят кочегары: «Мы толкаем пароход» и правда от их тяжелого труда зависит держание пара на марке, от пара зависит скорость парохода, выполнение плана грузоперевозок и, наконец, выполнение плана пароходством".