Лемза Семен Михайлович

Занимался техническим обслуживанием самолетов в ремпоезде АРМ № 1 в/ч 09959.

В селе Сергеевка стоял полк истребительной авиации. Самый необычный аэродром был в Сучанской долине. На нем базировался авиаполк. Что интересно, этот же аэродром использовался в интересах так называемого ремпоезда АРМ № 1 в/ч 09959, который насчитывал 40 вагонов, был полностью оснащен оборудованием для ремонта и производства самолетов. Этот завод на колесах принял, оснастил и облетал в годы войны более четырехсот новых самолетов. Отремонтировал и снарядил свыше тысячи самолетов различных типов и марок, в том числе иностранных.

За один только 1945 год на заводе собрали и отправили в действующую армию 30 новых самолетов ЯК-9. Для прикрытия аэродромов от нападения с воздуха была сформирована зенитно-артиллерийская бригада, ее батареи несли постоянное боевое дежурство при всех аэродромах района. На вооружении бригады стояли 88-миллиметровые зенитные орудия. Командные пункты находились в селах Екатериновка, Владимиро-Александровское, 3олотая Долина. При ремзаводе велась шестимесячная подготовка летчиков и техников самолета.

В общей сложности на заводе и вспомогательных производствах работали более 800 человек военнослужащих и гражданского персонала. Одним из многих юных ребят в возрасте 14-16 лет на заводе (до его расформирования) работал Семен Михайлович Лемза – вначале учеником, затем на техническом обслуживании самолетов.