Кононов Николай Кенцерионович

Служил в ремпоезде АРМ № 1 в/ч 09959.

В селе Сергеевка стоял полк истребительной авиации. Самый необычный аэродром был в Шайгинской долине. На нем базировался авиаполк. Что интересно, этот же аэродром использовался в интересах так называемого ремпоезда АРМ № 1 в/ч 09959, который насчитывал 40 вагонов, был полностью оснащен оборудованием для ремонта и производства самолетов. Этот завод на колесах принял, оснастил и облетал в годы войны более четырехсот новых самолетов. Отремонтировал и снарядил свыше тысячи самолетов различных типов и марок, в том числе иностранных. За один только 1945 год на заводе собрали и отправили в действующую армию 30 новых самолетов ЯК-9.

При ремзаводе велась шестимесячная подготовка летчиков. В общей сложности на заводе и вспомогательных производствах работали более 800 человек. Для прикрытия аэродромов от нападения с воздуха была сформирована зенитно-артиллерийская бригада, ее батареи несли постоянное боевое дежурство при всех аэродром района. На вооружении бригады стояли 88-миллиметровые зенитные орудия. Командные пункты находились в селах Екатериновка, Владимиро-Александровское, 3олотая Долина.

Зная об оборонной и наступательной мощи прибрежных районов Приморья, японские войска так и не рискнули до конца войны начать наступательную десантную операцию.

В районе численность военнослужащих даже превышала число жителей. Большинство трудоспособных мужчин в селах были призваны в действующую армию, но, тем не менее, объемы производства основных видов сельхозпродукции и лесозаготовок не снизились, а даже выросли. В каждом селе был свой колхоз со звучными названиями «Красный пахарь», «Большевик», «Красный партизан», «Смычка», «Новая сила» и другие. Хозяйства были многоотраслевые. Выращивали зерновые, кормовые, овощные культуры, картофель. Везде, особенно в животноводстве, было очень много ручного труда. В тайге было больше, чем сегодня, поселков лесозаготовителей. Не стало лесоучастков «Советский», «44», «Церковный» и других. Лес шел на строительство оборонительных сооружений. Для нужд фронта в лесу охотники добывали мясо, дети и молодежь собирали лечебные травы, ягоды, орехи, заготовляли женьшень, лимонник и другие дикоросы. После оккупации Китая Японией прекратились поставки риса. Его стали выращивать в районе. Вручную восстановили рисовые чеки и наладили производство зерна. Наилучшие показатели были в колхозе села Золотая Долина. Река Сучан была поделена на участки, которые закреплялись за колхозами. Постоянно вручную или тракторами чистили ее русло от топляка, что позволяло брать хорошие уловы рыбы. На побережье во всех бухтах стояли бригады рыбаков. Рыбу солили, сушили, коптили и отправляли на фронт или в местные воинские части.

При всей трудности жизни на производстве существовала строгая дисциплина. За нарушения сурово наказывали. Один из ветеранов (просил не называть его имени) в начале войны в семнадцать лет работал на тракторе «Фордзон-Пуциловец». Двигатель трудно заводился, поэтому парень не стал его глушить и ушел на обед, за что получил три года лагерей. Но уже через год в Магадане, когда ему исполнилось 18, срок был сокращен и его призвали в армию. Впоследствии он принимал участие боевых действиях против Японии.

Жизненные трудности не сломили людей. В целом народ был настроен патриотически. Работали и за себя, и за тех, кто ушел на войну. С нетерпением ждали весточек с фронта и боялись официальных сообщений, но они приходили. В память о погибших в селах стоят обелиски.

Мы помним тех, кто отдавал все силы на трудовом фронте, приближая Победу. На окраине страны наши земляки выполнили свой долг, не жалея сил, трудились и служили во имя Великой Победы.

Анатолий Шумилин, с. Владимиро-Александровское
Золотая Долина. - 2016. -  14 июля. -  С. 6

Ремпоезд АРМ № 1 в/ч 09959

Введение

Занимаясь изучением исторического прошлого Партизанского района, просматривая газетные подшивки, на глаза попалась статья Веры Мельник «Большие дела маленькой воинской части». От старожилов Партизанского района тоже приходилось слышать такое выражение «ремпоезд». Я, как должностное лицо – заведующая отделом «Краеведческий центр «Наследие», заинтересовалась этим. Мало уже кто с первых уст может поведать нам об этом факте из истории нашего района. Многие материалы предоставила руководитель музея МКОУ СОШ с. Фроловка Каменева Вера Владимировна. Мы нашли воспоминания очевидцев того периода времени, нарисовали примерную карту.

Строительство аэродрома и оборудование в/ч 09959.

В 1936 г. в районе ст. Шайги и станции Лейтенант Гордеев было начато строительство дороги и аэродрома. За два года были подведены железнодорожные пути и подъезды к аэродрому. Был произведен набор личного состава, гражданского персонала войсковой части, осуществлялось обучение персонала. В строительстве приняли участие жители сел Фроловка, Ястребовка, Сергеевка. В 1938 году из г. Ленинграда пришел поезд АРМ №1, в/ч 09959. В народе его просто называли «ремпоезд». Место, где поставить этот поезд, выбрали между селами Фроловка и Сергеевка. Поезд представлял собой 40 вагонов, которые занимали 3 пути. Внешне выглядел он, как обыкновенный пассажирский состав, а это были хорошо оборудованные под мастерские вагоны, где производили ремонт самолетов. В случае тревоги работа могла происходить на ходу поезда. Был установлен «Ремпоезд», развернут гарнизон, построена площадка для стоянки самолетов, казармы. Вагоны поезда были электрифицированы, в составе было три вагона дизельных электростанций. Весь состав представлял собой работу пяти цехов.

Цех № 1 – самолетный

Это оборудованные мастерские, куда могли завести самолеты без крыльев. В таком виде они поступали в этот цех. Здесь мастера прикрепляли крылья, и самолет мог подняться в воздух.

Цех № 2 – моторный

Здесь производился капитальный ремонт двигателей (текущий, замена поршневой группы, коленвалов и другого оборудования).

Цех № 3 – механический

Этот цех был оборудован токарными, фрезерными, строгальными станками. Состоял из мини цехов: кузнечный — где была термопечь обработки деталей; сварочный; слесарный. Все изготовленные детали соответствовали заводским ГОСТам. Не допускались ни каких неточностей, все строго проверялось.

Цех № 4 – гальванический

Все детали проходили хромирование, оцинковку, анодирование. Все должно быть отшлифовано, без шероховатостей, царапин. Потому что это могло привести к аварии самолетов.

Цех № 5 – специальный цех (спец. цех). Цех делился на подразделения:

1.  Ремонт электрооборудования.

2.  Ремонт системы зажигания.

3. Ремонт   приборов (навигационных, компаса, индикаторов   курса, автопилотов).

4. Ремонт   радиооборудования (радио, радиопередатчиков, разных преобразователей).

5. Ремонт   вооружения (авиационные пулеметы ШКАС, пулеметы крупнокалиберные, ракеты).

Цель работы всех этих цехов: без оборудования, выпускаемых деталей, ремонта отдельных частей самолета, технического обслуживания самолеты не могли бы бесперебойно регулярно летать. Оборудование всё время, особенно в осеннее-зимний периода тщательно проверялось и обслуживалось. Взвод охраны осуществлял охрану подъездных путей, мост через р. Шайга (Ратная) всего периметра войсковой части, и объектов обеспечения.

В этом цехе работал мастером электрооборудования системы зажигания Семён Михайлович Лемза – участник Великой Отечественной войны, бывший председатель Совета ветеранов села Фроловка. Его непосредственный начальник – капитан Винокуров Анатолий Федорович.

Для обслуживания самолетов нужны были профессиональные знания. Все мастера проходили ШМАС – школу младших авиационных специалистов. В селе Фроловка (где сейчас магазин «Фортуна») находилась лётная школа, учились в ней от шести месяцев до двух лет водить самолеты, стрелять из пулеметов, бомбить. Обслуживали самолеты специалисты высшего и среднего состава, проводили технические занятия, чтобы лучше знать материальную часть самолета и политзанятия, на которых рассказывали об обстановке в стране и за рубежом. По окончании школы выпускникам присваивалось звание: младший сержант – старшина.

За территорией села находились химические склады, в которых хранились авиабомбы (т.к. они не могли находиться на территории аэродрома), где сейчас расположен фруктовый сад были склады взрывчатки. Всего обслуживало «ремпоезд» семьсот человек.

Чтобы прокормить состав гарнизона, было построено подсобное хозяйство, в котором было 30 коров и примерно 30 свиней. Все это обеспечивало более лучшее питание обслуживающих «ремпоезд». Ухаживали за подсобным хозяйством вольнонаемные, их работало 90 человек.

Дисциплина была строгая: попасть в часть можно было только по пропуску, который отмечали утром и вечером.

ВИДЫ САМОЛЕТОВ

Первые самолеты, поступившие на ремонт в спецпоезд, были:

ПО-2 (предназначенные для командного состава или разведки)

ДБ-3 (дальние бомбардировщики, поднимавшие до двух тонн боеприпасов)

СБ (средние бомбардировщики, см. приложение)

ИЛ-4 (ночные бомбардировщики - хорошая маневренность, планирование, у стрелка радиста пулеметы турельной установки с радиусом 360 градусов; см. приложение)

ПВ-2 (пикирующий бомбардировщик, оснащенный крупнокалиберными и

двумя шкасовскими пулеметами; см. приложение)

«Аэрокобра» - (скоростной тяжелый истребитель американского

производства; поставлялся по ленд-лизу). Впоследствии их переделывали на

2-штурвальные для учебных целей (см. приложение)

«Бастон» – (американского производства).

В 1945 г. собрали 30 самолетов ЯК-9 (на их аналоге воевал знаменитый летчик Покрышкин; см. приложение). Их собрали, облетали и сдали на аэродромы, находящиеся в пределах Приморья. Только на аэродромы нашего района поступило:

в Николаевский авиаполк более 70 самолетов

в Шайгинский полк – 30 самолетов

в Южно-Сергеевский полк – 70 самолетов.

Все самолеты проверял начальник ОТК Лобанов, он сам лично садился в самолет, и летчики выполняли всю программу облета самолетов. Техник самолета капитан Хребтенко. Командир в/ч подполковник Чернышев.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

С начала августа по 3 сентября 1945 года в/ч 09959 находилась в повышенной боевой готовности, т.к. началась война с Японией. Боевые вылеты на Японию совершались постоянно, в воздух поднимался весь личный состав летчиков гарнизона. Если нужен был срочный ремонт самолетов, работали в ночь или по двое суток подряд. По радио постоянно говорили: «Наше дело правое! Победа будет за нами!» Все работали для фронта, для победы. В день с побережья Приморья со всех аэродромов в воздух могло подняться до 500 самолетов. Потерь со стороны советских войск не было, потому что это были очень мощные атаки и на них вражеские зенитки не успевали отвечать, очень сильными и неожиданными были удары с воздуха. Летчики прилетали измотанными, но всегда с радостью рассказывали, как задали жару японцам.

Многие наши односельчане работали в этой легендарной воинской части. Вахнович Анна Николаевна в моторном цехе – нормировщицей (см. приложение), Еременко В.Д. в столярном цехе, Серов С.Т. – в механическом, Киселёв И. В. – в цехе № 5, Солоненко Екатерина Фроловна – вольнонаёмной и др.

Служили в воинской части Поробок Александр Семенович, Кононов Алексей Кенсаринович, Солоненко Николай Ефимович и др. Все они имеют медали «За Победу над Японией», медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.». Любой труд в тылу был труден, в Приморье не было боевых действий, но все отдавалось фронту, все для Победы.

Этот поезд до 1955 года ремонтировал самолеты, которые так были нужны для обороны страны.

Список используемой литературы.

1.  Документы архива музея МОУ СОШ с. Фроловка.

2.  Воспоминания участника ВОВ на Дальнем Востоке С.М. Лемза.

3.  Воспоминания участника ВОВ на Дальнем Востоке А.Н. Вахнович.

4.  Фотодокументы.

Генина Людмила Николаевна, зав. отделом «Краеведческий центр «Наследие» МКУ «Районная межпоселенческая библиотека» Партизанского муниципального района

Фотографии самолетов. План расположения в/ч 09959.